Ученые расследуют причины смерти ледяного человека

Опубликовано: 05.06.2022

Команда исследователей из Европейской академии Больцано в Италии нашла образцы старейших известных красных кровяных телец. В своей работе ученые объясняют, как они нашли красные кровяные клетки и почему они теперь считают, что ледяной человек умер очень стремительно.

Ледяной человек, также известный как Эци, был объектом пристального внимания с тех пор, как был найден в альпийском леднике в 1991 году. Как полагают ученые, он умер примерно 5 300 лет назад. Попытки найти примеры реальных красных кровяных телец в его теле не увенчались успехом, но в новом исследовании ученые использовали новую технику — наноразмерный зонд. Они двигались очень медленно в частях мумифицированного тела, которые были ранены. Зонд, позволяющий захватывать 3D-изображение, показал четкую форму красных кровяных клеток. Чтобы подтвердить, что на изображении они видят реальные красные кровяные тельца, команда облучила лазером тот же материал и считала длину волн, которые были отражены обратно. Это показало, что молекулярный состав материала соответствует красным кровяным тельцам. В результате был обнаружен старейший известный сохранившийся экземпляр эритроцита.

Ученые считают, что на момент смерти ледяному человеку было примерно 46 лет. Другие исследования открыли, что он страдал от различных болезней и травм, а кожа была украшена множеством татуировок, большинство из которых, как полагают, были нанесены в качестве способа облегчения боли в суставах, возможно, из-за артрита или воспаления, вызванного болезнью Лайма.

Кроме того, с помощью спектроскопии рассеяния света исследователи обнаружили следы фибрина, агента свертывания, который выделяет тело сразу же после травмы, что свидетельствует о том, что ледяной человек умер вскоре после того, как он был очень сильно ранен. Лечение травмы берут на себя другие агенты, и так как фибрин все еще присутствовал в ране ледяного человека, то ученые предполагают, что он умер вскоре после того, как была нанесена рана, скорее всего от удара по голове.